Ступени воспитания детей
по Дизайну Человека
Этому подходу миллионы лет. Подчиняясь порой жестокой, но всё же справедливой разумности, ему следует весь животный мир. Чем же этот подход отличается у людей?
Ворота 27
Вскармливание
В бодиграфе (карте, используемой в Дизайне Человека для подробного анализа структуры человека) есть 64 ворот и 32 канала. Каждые ворота и каждый канал это какая-то жизненная сила, тенденция ума и тела, которая дана человеку. Так вот за заботу о детях в нас отвечает канал 50-27. Где 50е ворота это ценности, которые родитель передаёт ребёнку, а 27е - сам подход к заботе и воспитанию у конкретного человека.

27е ворота в свою очередь имеют шесть форматов (шесть линий, определяющих качество этих ворот), каждый из которых и описывает подход к воспитанию - от самого фундаментального, до весьма тонких сфер, которые на практике известны не каждому человеку.
"Чтобы о ком-то позаботиться, нужно быть сильным. А чтобы быть сильным, нужно позаботиться о себе."
Первая ступень воспитания, это научить ребёнка позаботиться о себе. Научить всему, что необходимо для самостоятельного выживания, прививая в быту навыки, способствующие повышению самостоятельности. Конечно это читать, писать, считать? xистить зубы, делать зарядку, мыть руки после улицы. Простые вещи, которые необходимы, чтобы быть в здоровом теле, иметь возможность коммуницировать - одним словом ВЫЖИТЬ.

Умение о себе позаботиться - идеальный фундамент для хорошей самооценки и внутренней зрелости. Удивительно, что не все взрослые люди прошли этот этап до конца.

Об этих вещах - самостоятельное выживание - начинают вновь вспоминать современные демократичные школы. Так, дети регулярно ездят в разные походы, где учатся сами себя о себе заботиться, находить еду, воду и обустраивать временное жилище.

Для родителей эта ступень означает, что если они не могут позаботиться о себе, то и о ребёнке позаботиться не смогут. Так, важно уметь уделять себе время, внимание, заботиться о себе и обращать внимание на свои истинные потребности. Потому что, во-первых, родитель, не умеющий позаботиться о себе, лишен сил, чтобы позаботиться о ребёнке. А во-вторых, если не позаботиться о себе, то и ребёнок будет научен примером мамы и папы жертвовать собой и своими потребностями. Будучи при этом убежденным, что делать всё для других - хорошо. Такая парадигма не жизнеспособна, так как в ее рамках человек не наполняет себя силами и в итоге становится не способен позаботиться о других.

Здесь важно сделать ремарку. Дизайн Человека очень демократичен по отношению к людям и сферам их жизни. И многое в нём говорится про важность человеку следовать своим импульсам (не всем, а конкретным у каждого), не обращая внимание на обстоятельства и мнения окружающих.

И с детьми все примерно так же. С тем нюансом, что ребенка важно научить всему, что необходимо для самостоятельного выживание, даже если у него нет особого импульса на это здесь и сейчас. И это здоровая забота со стороны родителей. Здоровая забота, приводящая к силе. К силе, позволяющей прежде всего позаботиться о себе. А просто отдавать детям всё, думая что это забота, не способствует их самостоятельности.

Также, глубины этих ворот (27.1) открывают глаза на возможную зависть, которая прямое следствие для того, кто не способен позаботиться о себе. Тот, кто умеет уделить себе время и силы, позаботиться о себе, тот никогда не будет завидовать другим людям, их достатку, качеству жизни, состоянию. Ведь сам будет наполнен силами и энергией. А тот, кто не думает о себе, не учитывает своих интересов, будет с завистью смотреть на людей вокруг, ворчливо приговаривая: "Только о себе и думают!" и считая себя хорошим, потому что сам о думает о других.
"Чтобы давать, нужно иметь."
Вторая ступень в том, чтобы научить ребёнка разумно обращаться с ресурсом, который у него есть или появляется. Это и ресурс времени, и энергии, и например денежный ресурс.

Здесь закон таков: "Чтобы давать, нужно иметь." А сложно иметь, не умея накапливать, разумно распоряжаясь тем, что есть.

На этой ступени родителям важно научиться давать ребёнку не много и не мало. А столько, сколько необходимо. Так они показывают пример разумного обращения со своим ресурсом (сил, энергии, времени, денег и тд). И так они своим примером учат ребенка сохранению ресурса через не-расточительство.

Еще для родителей эта ступень означает давать качественную заботу. Такую какую необходимо сейчас. А не откупаться шоколадками, мультиками и гаджетами, когда ребенку нужно внимание и движение.
"Имей больше, чем нужно. Ведь никогда
не знаешь, что может произойти"
Третья ступень говорит о том, что ребёнка надо научить быть независимым. Научить самостоятельно добывать ресурс и накапливать его, выходя за рамки потребностей. Ведь никогда не помешает иметь больше, чем нужно, просто потому что никогда не знаешь, что может произойти.

Имея больше чем нужно, можно оставаться независимым в любых обстоятельствах, так как готов ко всему.

Родителям здесь нужно не слишком опекать ребенка. Дать ребенку возможность оставаться одному, без присмотра. То есть получать опыт настоящей независимости с отсутствием контроля извне. Начиная с небольшого промежутка времени можно постепенно его увеличивать. Гиперопека здесь, это то, что не позволит ребенку расти. Но речь конечно уже не о маленьких детях - точно не младше семи лет.

Если итогом такой самостоятельности будет продуктивность, в соответствии с предпочтениями и склонностями ребенка, то это хороший показатель реальной самостоятельности. Просто сидеть в отсутствии родителей дома и смотреть мультики, подъедая конфеты и хлопья - к самостоятельности, увы, никакого отношения не имеет.

Посмотрите как красива и продумана природой последовательность созревания ребенка. На первой ступени он НАПОЛНИЛ СЕБЯ СИЛОЙ, научившись заботиться о себе и научившись базовым вещам, необходимым для выживания. На второй ступени он СБЕРЕГ ЭТУ СИЛУ, научившись беречь ресурс времени, энергии и денег. И только здесь, на третьей ступени он наконец становится независимым. Он может остаться один, и за него не надо беспокоиться. Ведь он может о себе позаботиться и направить энергию и внимание в созидательное русло.

Такому ребенку хочется дать больше ресурса и свободы, ведь точно знаешь, что он не пропадет и разумно распорядится тем, что у него есть.
И казалось бы можно остановиться. И многие так поступают. Ведь кажется, что если человек способен самостоятельно не только выживать, но еще и наращивать ресурс, зарабатывать, то он готов к жизни.

Но пройти эти три ступени, еще не значит стать человеком. В мире животных этого было бы достаточно. Но с людьми всё гораздо увлекательнее.
"Если что-то отдаешь, то отдавай так,
чтобы это ощущалось, имело влияние."
Четвёртая ступень. Здесь подрастающий человек уже знает о существовании других людей. С ними нужно взаимодействовать, и без этого никак. Эта ступень учит ребёнка сделке и влиянию. Влиянию тем ресурсом, который был сбережен и накоплен на предыдущих трёх ступенях. Это качественное влияние чем-то ценным, что может что-то изменить, дав человеку новые возможности для реализации в мире.

Здесь родителям важно награждать ребёнка только тогда, когда он реально этого заслуживает. Так они обретают влияние как родители. Но награда должна быть ценной, какой-то значимой, а не мизерной. Так, вместо ежедневных и маленьких наград, лучше награждать ребенка один-два раза в год, но чем-то стоящим и за серьезные достижения. А не шоколадками и жвачками каждый день за вынесенный мусор и вымытую посуду. Награждать нужно тогда, когда ребенок этого заслуживает.

Так ребенок сам поймет, что оказывать влияние на других людей можно когда даёшь что-то стоящее. То, что было бережно накоплено ранее, на предыдущих ступенях.

Еще для ребёнка это прекрасный пример, что не стоит ждать серьёзной награды за ерунду. Ведь когда он вырастет, мир не будет его награждать за повседневные вещи.
Пятая и шестая ступени самые коллективные. Эти уровни ориентируют на человечество, на мир в целом. А не только на свою личность или на своё племя, будь то семья или любое другое сообщество.
"Заботясь о других, заботишься о себе."
Пятая ступень. Научить ребёнка заботиться о других. Дать опыт заботы о ком-то. О животных, о растениях, о других людях.

Это благотворительность в чистом виде. И это качество во многом утрачено в современном воспитании. Но внедрение подобных привычек невероятно способствует развитию человечности. Моменты, когда дал другому радость, просветляют разум и сердце.

И теперь последовательность созревания ребенка, которую мы прошли, раскрывается действительно красиво. Это уже не просто красивый цветок. Это могучее дерево, усыпанное цветами и плодами, которые вкушают все вокруг, весь мир.

Только пройдя предыдущие этапы - позаботившись о себе на первой ступени, разумно обращаясь с ресурсом на второй ступени, наращивая ресурс за рамки необходимости на третьей ступени, и обретая новые возможности, оказывая влияние на других накопленным ресурсом на четвертой ступени - только теперь на пятой ступени можно просто открыться миру и ЗАБОТИТЬСЯ ОБО ВСЕМ МИРЕ ПРОСТО ТАК. Ведь изобилие внешнее и внутреннее уже переполняют человека и он может жить и развиваться на уровне за пределами личного выживания.
иШестая ступень про бытие собой настоящим. Этот уровень связан с внутренней целостностью, честностью перед собой, и бытие Человеком с большой буквы.

Задача родителя здесь явить тот уровень внутренней целостности, на который он способен. Поэтому ему важно быть честным с собой, какой он как родитель, какими качествами обладает, а какими нет, что он может дать ребенку, а что нет. И если чего-то не можешь дать ребенку - а идеальным родителем быть невозможно - то лучше сделать так, чтобы ребенок получил это где-то еще. Это честно.

Еще здесь важно помнить, что позаботиться - не значит сформировать ребенка в соответствии с каким-то концепциями и ценностями. Забота здесь - признать, что вы не знаете кто ваш ребенок и каким он должен стать. Но продолжать осмотрительно совершать шаги, выясняя что ему подходит, а что нет, что его питает, а что нет. Не обращая внимания на чужие концепции, которые лишь обобщают опыт, который сработал для одних детей, но не сработает для других.
Автор Дмитрий Котоман
Аналитик по развитию детей, студент IHDS
по материалам лекций Петера Шебера
Подробнее о дизайне человека для детей и родителей
Видео с Ютуб-канала
Дизайн Маленького Человека
Другие статьи
Film
Корректное питание в Дизайне Человека
Hilarious documentary about the Britpop music scene in the Nineties, featuring all the main brands of the scene exposing the truth behind the myths.
Interview
Практические основы Дизайна Человека. С чего начать? На что смотреть?
Just before the release of Definitely Maybe, Caspar Llewellyn Smith caught up with Noel Gallagher to find out about scraps with Liam, spats with Suede, and why people would still be listening to his band's debut album in 20 years' time.
Website
Происхождение Дизайна. Роберт Алан Краковер (Ра Уру Ху)
BBC celebrates the 20th anniversary of Britpop with series of special programs and features.